Butovaja a laying

STONE WORKS
KAM'JAN_ ROBOTI
KAMENNYJA PRATSY

Butovaja a laying is a laying from natural stones of the wrong form, having two about parallel surfaces (bed). For a laying apply limestone, sandstone, a shell rock, a tufa, a granite, and also bulyzhnyj a stone (to erection of the bases of buildings in height to two floors).

In building use usually stones in weight to 30кг, the big stones preliminary split into smaller stones. This process is called plintovkoj. Simultaneously with plitkovoj chop off acute angles of stones, adjusting their form to a parallelepiped.

Tools for butovoj layings: and - a sledge hammer, - a hammer-cam, in - trambovka metal, g - trambovka wooden

a Fig. 77. Tools for butovoj layings:
And - a sledge hammer, - a hammer-cam, in - trambovka metal, g - trambovka wooden

For plintovki stones apply a rectangular sledge hammer in weight 4,8кг (fig. 77, and to processing - a hammer-cam in weight 2,3кг (fig. 77,) which chop off acute angles. The same hammer rebuff and rasshchebenivajut butovyj a stone at a laying. Trambovkami (fig. 77, in,) rebuff stones, condense butovuju a laying. Except the tools shown on fig. 77, at butovoj to a laying use the same tools and stock, as at a bricklaying.

Bandaging of a laying from butovogo a stone: and - walls, b-v crossings of walls, v-v corners, 1 - spoons, 2 - tychki

a Fig. 78. Bandaging of a laying from butovogo a stone:
And - walls, - in crossings of walls, in - in corners, 1 - spoons, 2 - tychki

At butovoj to a laying it is difficult to reach such careful bandaging, as at a laying from a brick as stones have the wrong form. Therefore in verstovyh numbers and in zabudke stones select and have so for bandaging maintenance, that at erection of walls (fig. 78, it was possible to stack stones alternately: that the long party - spoons 1, short - tychkom 2. Hence, in everyone to a laying number consistently alternate tychkovye and lozhkovye stones, both in versts, and in zabutke. In adjacent numbers over tychkovymi stack lozhkovye stones, and over lozhkovymi - tychkovye. In such a way provide bandaging of seams butovoj layings which is similar to chain bandaging at a laying from a brick. As display stones in numbers at crossing (fig. 78, and in corners of walls (fig. 78,).

Stones select and adjust so that whenever possible to create identical height of some a laying within 20... 25см and horizontal position of seams. Thus it is possible to stack on two-three thin stones in the same row layings, and some large stones can enter into two adjacent numbers.

Butovuju carry out a laying "яюф ыюяр=ъѕ" "яюф чрышт" and also with application vibrouplotnenija.

Butovaja a laying: and - "яюф ыюяр=ъѕ" - "яюф ёъюсѕ" ("яюф ыюяр=ъѕ") with prikolkoj obverse verst; 1 - verstovye numbers, 2 - majachnye stones, 3 - prichalka, 4 - stones with the processed face sheet, 5 - obverse versts, 6 - a cellar floor

a Fig. 79. A butovaja laying:
And - "яюф ыюяр=ъѕ" - "яюф ёъюсѕ" ("яюф ыюяр=ъѕ") with prikolkoj obverse verst;
1 - verstovye numbers, 2 - majachnye stones, 3 - prichalka, 4 - stones with the processed face sheet, 5 - obverse versts, 6 - a cellar floor

The Laying "яюф ыюяр=ъѕ" (fig. 79, carry out horizontal numbers in the thickness on 25см with selection and prikolkoj stones, rasshchebenkoj emptiness and bandaging of seams.

The First, bottom, stack a number on the prepared basis dry from large postelistyh the stones turned by bed downwards. That stones densely adjoined to the basis, them rebuff trambovkoj. Then fill emptiness between them small stones or rubble and fill in with a plastic solution (at a deposit of a reference cone 13... 15см) before filling of all emptiness between stones. Rasshchebenku condense trambovaniem. Further a laying conduct on a solution porjadno, observing bandaging. Mobility of a solution for a laying should correspond to immersing of a reference cone on 4... 6см.

The Laying carry out in such sequence. Each subsequent number begin with packing of versts. Before erection of internal and external verst on corners, crossings and through everyone 4... 5м on direct sites of a wall stack on a solution majachnye stones 2. On majachnym to stones from both parties of a laying pull prichalki 3, on which in the course of a laying check horizontal position of a number and straightforwardness of an obverse surface of the bases and walls. Stones for verstovyh the numbers, picked up for height at first spread dry to find the steadiest position in a laying. Then a stone raise, lay a layer of a solution in the thickness 3... 4см also establish a stone definitively, rebuffing its hammer. Having laid versts, start filling zabutki. A solution under zabutku, as well as for verstovyh numbers, submit a shovel and spread with surplus that at packing of stones it was squeezed out in vertical seams between stones. Zabutku it is possible to do of stones of any sizes and the form with dense landing (without kachanija) on bed and with bandaging observance, alternating tychki to spoons. For more dense landing stones rebuff trambovkoj or a hammer. It is necessary to watch that stones did not adjoin with each other without a solution as it reduces durability of a laying. After packing zabutki carry out rasshchebenku layings, rebuffing in a solution light blows of a hammer rubble and small stones. A surface of the laid number of a laying level, adding a solution only in deepenings between stones. Following numbers of a laying carry out in the same sequence.

The Laying "яюф ёъюсѕ" - a laying version "яюф ыюяр=ъѕ" and it carry out from the stones of identical height selected by means of a template (skoby). Such laying apply to erection of piers and columns.

The Laying with prikolkoj an obverse surface (fig. 79, - also a laying version "яюф ыюяр=ъѕ" or "яюф ёъюсѕ". At performance of this laying of roughness on an obverse surface of the stones stacked in external or internal verst, preliminary chop off. With prikolkoj an obverse surface usually spread columns and walls of cellars.

The Laying in to a timbering in the way "яюф ыюяр=ъѕ" carry out, when it is necessary to receive a smooth surface of both parties of a wall at few-postelistom and rough butovom a stone. In this case it is possible not to select postelistye stones for verstovyh numbers and corners.

a Fig. 80. A laying "яюф чрышт": 1 - packing of a stone and rasshchebenka emptiness, 2 - pouring by a liquid solution, 3 - packing of a following number, 4 - check of horizontal position of a laying, 5 - level, 6 - rejka-corrected, 7 - a timbering

a Fig. 80. A laying "яюф чрышт":
1 - packing of a stone and rasshchebenka emptiness, 2 - pouring by a liquid solution, 3 - packing of a following number, 4 - check of horizontal position of a laying, 5 - level, 6 - rejka-corrected, 7 - a timbering

The Laying "яюф чрышт" carry out from fragmentary buta or bulyzhnogo a stone, without selecting stones and without spreading verstovyh numbers. A laying erect in a timbering which establish in the trenches opened in the earth (fig. 80).

If a ground dense at depth of tranches to 1,25м it is possible to conduct a laying and without a timbering vraspor with trench walls. The first layer butovogo a stone in height 25... 20см stack on the dry basis without a solution vraspor with walls and condense trambovaniem. Then fill all intervals between stones a small stone and rubble 1. the laid layer fill in 2 with a liquid solution so that all emptiness have been filled. The subsequent laying conduct in the same way horizontal numbers in height 25... 20см, filling in with a solution each number of a laying. This way of a laying is supposed only for erection of the bases of buildings in height no more 10м and only on neprosadochnyh gruntah.

a Fig. 81. A laying with vibrouplotneniem: 1 - stone packing "эрёѕ§ю" with rasshchebenkoj emptiness, 2 - consolidation of a solution by the vibrator, 3 - stone packing under a shovel, 4 - a timbering, 5 - a solution layer, 6 - ploshchadochnyj the vibrator

a Fig. 81. A laying with vibrouplotneniem:
1 - stone packing "эрёѕ§ю" with rasshchebenkoj emptiness, 2 - consolidation of a solution by the vibrator, 3 - stone packing under a shovel, 4 - a timbering, 5 - a solution layer, 6 - ploshchadochnyj the vibrator

The Laying with application vibrouplotnenija (fig. 81) has durability on 25... 40% are more than durability of the laying executed in the way "яюф ыюяр=ъѕ". A laying carry out in a timbering or vraspor with walls of tranches in dense gruntah. The First row stack dry, emptiness between stones fill shchebenkoj, and then spread a solution a layer 4... 6см, establish ploshchadochnyj the vibrator and condense a laying until the solution will not cease to get into a laying. Then stack on a solution the following number of a stone in the way "яюф ыюяр=ъѕ" cover with its solution and again vibrate. To create a decorative surface butovyh walls, apply a cyclopean laying: for an obverse surface of a laying select the pricked stones, having them in verstovyh numbers so that from seams between them drawing has turned out. These seams do also convex (width 2... 4см) also embroider. Sometimes for a laying of corners thus use roughly otesannye rectangular stones, tying up them with a wall laying. Apply also cyclopean facing butovoj layings plitnymi stones after its erection.


all articles from section " Butovaja and butobetonnaja ъырфъш"

Butovaja a laying

Butobetonnaja a laying

the Organization of works at erection butovyh and butobetonnyh the bases

Rules of performance of a laying and the requirement to its quality

Бутовая кладка

КАМЕННЫЕ РАБОТЫ
КАМ'ЯНІ РОБОТИ
КАМЕННЫЯ ПРАЦЫ

Бутовая кладка - это кладка из природных камней неправильной формы, имеющих две примерно параллельные поверхности (постели). Для кладки применяют известняк, песчаник, ракушечник, туф, гранит, а также булыжный камень (для возведения фундаментов зданий высотой до двух этажей).

В строительстве используют обычно камни массой до 30кг, большие камни предварительно раскалывают на более мелкие камни. Этот процесс называется плинтовкой. Одновременно с плитковой скалывают острые углы камней, подгоняя их форму под параллелепипед.

Инструменты для бутовой кладки: а - кувалда, б - молоток-кулачок, в - трамбовка металлическая, г - трамбовка деревянная

Рис. 77. Инструменты для бутовой кладки:
а - кувалда, б - молоток-кулачок, в - трамбовка металлическая, г - трамбовка деревянная

Для плинтовки камней применяют прямоугольную кувалду массой 4,8кг (рис. 77, а), а для обработки - молоток-кулачок массой 2,3кг (рис. 77, б), которым скалывают острые углы. Этим же молотком осаживают и расщебенивают бутовый камень при кладке. Трамбовками (рис. 77, в, г)осаживают камни, уплотняют бутовую кладку. Кроме инструментов, показанных на рис. 77, при бутовой кладке используют те же инструменты и инвентарь, что и при кирпичной кладке.

Перевязка кладки из бутового камня: а - стены, б-в пересечениях стен, в-В углах, 1 - ложки, 2 - тычки

Рис. 78. Перевязка кладки из бутового камня:
а - стены, б - в пересечениях стен, в - в углах, 1 - ложки, 2 - тычки

При бутовой кладке трудно достигнуть такой тщательной перевязки, как при кладке из кирпича, так как камни имеют неправильную форму. Поэтому в верстовых рядах и в забудке камни подбирают и располагают так для обеспечения перевязки, чтобы при возведении стен (рис. 78, а)камни можно было укладывать попеременно: то длинной стороной - ложками 1, то короткой - тычком 2. Следовательно, в каждом ряду кладки последовательно чередуются тычковые и ложковые камни, как в верстах, так и в забутке. В смежных рядах над тычковыми укладывают ложковые камни, а над ложковыми - тычковые. Таким способом обеспечивают перевязку швов бутовой кладки, которая аналогична цепной перевязке при кладке из кирпича. Так же раскладывают камни в рядах при пересечении (рис. 78, б) и в углах стен (рис. 78, в).

Камни подбирают и подгоняют так, чтобы по возможности создать одинаковую высоту ряда кладки в пределах 20...25см и горизонтальность швов. При этом можно укладывать по два-три тонких камня в одном ряду кладки, а некоторые крупные камни могут входить в два смежных ряда.

Бутовую кладку выполняют "под лопатку", "под залив", а также с применением виброуплотнения.

Бутовая кладка: а - "под лопатку", б - "под скобу" ("под лопатку") с приколкой лицевой версты; 1 - верстовые ряды, 2 - маячные камни, 3 - причалка, 4 - камни с обработанной лицевой стороной, 5 - лицевые версты, 6 - пол подвала

Рис. 79. Бутовая кладка:
а - "под лопатку", б - "под скобу" ("под лопатку") с приколкой лицевой версты;
1 - верстовые ряды, 2 - маячные камни, 3 - причалка, 4 - камни с обработанной лицевой стороной, 5 - лицевые версты, 6 - пол подвала

Кладку "под лопатку" (рис. 79, а) выполняют горизонтальными рядами толщиной по 25см с подбором и приколкой камней, расщебенкой пустот и перевязкой швов.

Первый, нижний, ряд укладывают по подготовленному основанию насухо из крупных постелистых камней, обращенных постелью вниз. Чтобы камни плотно прилегали к основанию, их осаживают трамбовкой. Затем заполняют пустоты между ними мелкими камнями или щебнем и заливают пластичным раствором (при осадке эталонного конуса 13... 15см) до заполнения всех пустот между камнями. Расщебенку уплотняют трамбованием. Далее кладку ведут на растворе порядно, соблюдая перевязку. Подвижность раствора для кладки должна соответствовать погружению эталонного конуса на 4...6см.

Кладку выполняют в такой последовательности. Каждый последующий ряд начинают с укладки верст. Перед возведением внутренней и наружной версты на углах, пересечениях и через каждые 4...5м на прямых участках стены укладывают на растворе маячные камни 2. По маячным камням с обеих сторон кладки натягивают причалки 3, по которым в процессе кладки проверяют горизонтальность ряда и прямолинейность лицевой поверхности фундаментов и стен. Камни для верстовых рядов, подобранные по высоте сначала выкладывают насухо, чтобы найти наиболее устойчивое положение в кладке. Затем камень приподнимают, настилают слой раствора толщиной 3...4см и устанавливают камень окончательно, осаживая его молотком. Уложив версты, приступают к заполнению забутки. Раствор под забутку, как и для верстовых рядов, подают лопатой и расстилают с излишком, чтобы при укладке камней он выдавливался в вертикальные швы между камнями. Забутку можно делать из камней любых размеров и формы с плотной посадкой (без качания) на постель и с соблюдением перевязки, чередуя тычки с ложками. Для более плотной посадки камни осаживают трамбовкой или молотком. Необходимо следить за тем, чтобы камни не соприкасались друг с другом без раствора, так как это снижает прочность кладки. После укладки забутки выполняют расщебенку кладки, осаживая в раствор слабыми ударами молотка щебень и мелкие камни. Поверхность уложенного ряда кладки выравнивают, добавляя раствор лишь в углубления между камнями. Следующие ряды кладки выполняют в той же последовательности.

Кладка "под скобу" - разновидность кладки "под лопатку", и ее выполняют из камней одинаковой высоты, подбираемых с помощью шаблона (скобы). Такую кладку применяют для возведения простенков и столбов.

Кладка с приколкой лицевой поверхности (рис. 79, б) - также разновидность кладки "под лопатку" или "под скобу". При выполнении этой кладки неровности на лицевой поверхности камней, укладываемых в наружную или внутреннюю версту, предварительно скалывают. С приколкой лицевой поверхности обычно выкладывают столбы и стены подвалов.

Кладку в опалубке способом "под лопатку" выполняют, когда надо получить гладкую поверхность обеих сторон стены при мало-постелистом и неровном бутовом камне. В этом случае можно не подбирать постелистые камни для верстовых рядов и углов.

Рис. 80. Кладка "под залив": 1 - укладка камня и расщебенка пустот, 2 - заливка жидким раствором, 3 - укладка следующего ряда, 4 - проверка горизонтальности кладки, 5 - уровень, 6 - рейка-правило, 7 - опалубка

Рис. 80. Кладка "под залив":
1 - укладка камня и расщебенка пустот, 2 - заливка жидким раствором, 3 - укладка следующего ряда, 4 - проверка горизонтальности кладки, 5 - уровень, 6 - рейка-правило, 7 - опалубка

Кладку "под залив" выполняют из рваного бута или булыжного камня, не подбирая камней и не выкладывая верстовых рядов. Кладку возводят в опалубке, которую устанавливают в открытых в земле траншеях (рис. 80).

Если грунт плотный, то при глубине траншей до 1,25м можно вести кладку и без опалубки враспор со стенками траншеи. Первый слой бутового камня высотой 25...20см укладывают на сухое основание без раствора враспор со стенками и уплотняют трамбованием. Затем заполняют все промежутки между камнями мелким камнем и щебнем 1. Уложенный слой заливают 2 жидким раствором, так чтобы все пустоты были заполнены. Последующую кладку ведут таким же образом горизонтальными рядами высотой 25...20см, заливая раствором каждый ряд кладки. Этот способ кладки допускается только для возведения фундаментов зданий высотой не более 10м и только на непросадочных грунтах.

Рис. 81. Кладка с виброуплотнением: 1 - укладка камня "насухо" с расщебенкой пустот, 2 - уплотнение раствора вибратором, 3 - укладка камня под лопатку, 4 - опалубка, 5 - слой раствора, 6 - площадочный вибратор

Рис. 81. Кладка с виброуплотнением:
1 - укладка камня "насухо" с расщебенкой пустот, 2 - уплотнение раствора вибратором, 3 - укладка камня под лопатку, 4 - опалубка, 5 - слой раствора, 6 - площадочный вибратор

Кладка с применением виброуплотнения (рис. 81) имеет прочность на 25...40% больше прочности кладки, выполненной способом "под лопатку". Кладку выполняют в опалубке или враспор со стенками траншей в плотных грунтах. Первый ряд укладывают насухо, пустоты между камнями заполняют щебенкой, а затем расстилают раствор слоем 4...6см, устанавливают площадочный вибратор и уплотняют кладку до тех пор, пока раствор не перестанет проникать в кладку. Затем укладывают на растворе следующий ряд камня способом "под лопатку", покрывают его раствором и вновь вибрируют. Чтобы создать декоративную поверхность бутовых стен, применяют циклопическую кладку: для лицевой поверхности кладки подбирают уколотые камни, располагая их в верстовых рядах так, чтобы из швов между ними получился рисунок. Эти швы делают также выпуклыми (шириной 2...4см) и расшивают. Иногда для кладки углов при этом используют грубо отесанные прямоугольные камни, перевязывая их с кладкой стены. Применяют также циклопическую облицовку бутовой кладки плитными камнями после ее возведения.


все статьи из раздела "Бутовая и бутобетонная кладки"

Бутовая кладка

Бутобетонная кладка

Организация работ при возведении бутовых и бутобетонных фундаментов

Правила выполнения кладки и требования к её качеству