Geodetic devices and tools

STONE WORKS
KAM'JAN_ ROBOTI
KAMENNYJA PRATSY

Simple geodetic measurements on buildings carry out levels, theodolites, steel measured tapes, roulettes.

The Level - the geodetic device for definition of relative height of points or horizon carrying over on demanded objects. The basic parts of a level - a telescope and cylindrical level or the jack with which help vizirnaja the telescope axis is resulted in horizontal position.

Urovnevye (fig. 109) establish levels N on a support - a tripod with a basic platform. The level telescope represents the optical system placed in the metal case (pipe) 5. From one edge of a pipe there is an objective 4, from another - an eyepiece 6. the line connecting the optical centre of an objective and perekrestie of a grid of threads, is called vizirnoj as a pipe axis. It direct at an observable subject. Rotation of a focus ring achieve the accurate image of an observable subject. Rotating okuljarnoe a ring, focus the image of a grid of threads.

the Level: 1 - the elevating screw, 2 - a support, 3 - the fixing screw, 4 - an objective, 5 - a pipe, 6 - an eyepiece, 7 - level

a Fig. 109. A level :
1 - the elevating screw, 2 - a support, 3 - the fixing screw, 4 - an objective, 5 - a pipe, 6 - an eyepiece, 7 - level

In levels use levels cylindrical and round.

Cylindrical level 7 represents the glass ampoule filled with a liquid (spirit, an aether). The part of space with steams of this liquid is called as a level vial. The internal top surface of an ampoule is ground on an arch of certain radius. On the top its external surface two-millimetric divisions are put. The average point of a scale 0 is called nulpunktom. The level vial always aspires to occupy the highest position. It occurs only when vizirnaja the level axis is in horizontal position. Therefore readout spend only at position of a vial of level in nulpunkte.

Round level differs from cylindrical level that its ampoule is ground on a spherical surface. Divisions into an outer side represent concentric circles, and a level axis is the radius of the sphere passing through zero-point. This level serves for preliminary installation of levels into position.

The Theodolite (fig. 110) - the optical device for measurement or reception in nature of horizontal and vertical corners.

the Theodolite: 1 - the elevating screw, 2 - a theodolite support, 3 - a horizontal circle, 4 - level, 5 - a pipe support, 6 - an eyepiece, 7 - a vertical circle, 8 - a pipe, 9 - an objective, 10 - fixing screws

a Fig. 110. A theodolite :
1 - the elevating screw, 2 - a theodolite support, 3 - a horizontal circle, 4 - level, 5 - a pipe support, 6 - an eyepiece, 7 - a vertical circle, 8 - a pipe, 9 - an objective, 10 - fixing screws

The Basis of the theodolite established on a support, the support 2 with three elevating screws 1 serves. in supports 5 the pipe 8, having an eyepiece 6 and an objective 9 is fixed. A theodolite

Establish on trenozhnom a support, its vertical axis by means of level 4 result in steep (working), position, align over a point and on horizontal 3 and to vertical 7 circles measure accordingly horizontal and vertical corners. For measurement of a horizontal corner a pipe direct at a point which had to the left of the observer. Over a point vertically establish a mark - a round wooden stick with painted in red and white colours strips. On otschetnomu to the adaptation - limbu a horizontal circle - sight. Then translate a pipe on the second right point and again sight. The difference of readout also is a corner measured between points.

Geodetic devices and tools:) - nivelirnye rejki, - a roulette; 1 - centimetric divisions, 2,3 - razgrafka the black and red party, 4 - rejka in gathering, 5 - a roulette cloth, 6 - a drum for tape taking - up, 7 - a plug, 8 - the handle

a Fig. 111. Geodetic devices and tools :
- nivelirnye rejki, - a roulette;
1 - centimetric divisions, 2,3 - razgrafka the black and red party, 4 - rejka in gathering, 5 - a roulette cloth, 6 - a drum for tape taking - up, 7 - a plug, 8 - the handle

Nivelirnye rejki, sliding (fig. 111, and folding; represent a wooden bar dvutavrovogo sections in width 10... 12 and thickness 2... 3см. From two parties rejki are put shashechnye centimetric divisions: 1 on one party, black 2 on a white background, on another - red 3. on the party with black divisions readout begins with zero from the basis (heel) rejki: figures mark decimeters. On the party with red divisions readout is conducted from any number depending on type rejki.

By means of levels and reek define heights of points or excess of one point over another. For this purpose a level establish into position. On points between which define excess, establish rejki. Reduction of a level and reek into position consists that vizirnuju result a pipe axis in horizontal position, and rejki establish vertically. Vertical position vizirnoj pipes is reached by means of levels, and vertical position reek measure by eye or by means of plumbs.

Metal roulettes (fig. 111, length 2; 5; 10 and 20м serve for measurement of small pieces, length 20; 30 and 50м - for breakdown of axes of buildings and constructions.

At marking works a metal roulette consistently postpone between initial and final points of a measured line. Watch, that the roulette tape did not deviate a straight line connecting these points. Usually lines measure two times-in direct and return directions; it gives the chance to find out gross blunders, to raise accuracy of measurements and to estimate their quality.


all articles from section " Geodetic works on ё=Ёющър§"

the General data

Geodetic devices and tools

Marking works, transferring of axes and marks

Geodetic quality assurance of civil and erection works

Геодезические приборы и инструменты

КАМЕННЫЕ РАБОТЫ
КАМ'ЯНІ РОБОТИ
КАМЕННЫЯ ПРАЦЫ

Простые геодезические измерения на стройках выполняют нивелирами, теодолитами, стальными мерными лентами, рулетками.

Нивелир - геодезический прибор для определения относительной высоты точек или переноса горизонта на требуемые объекты. Основные части нивелира - зрительная труба и цилиндрический уровень или компенсатор, с помощью которого визирная ось зрительной трубы приводится в горизонтальное положение.

Уровневые нивелиры Н (рис. 109) устанавливают на штатив - треножник с опорной площадкой. Зрительная труба нивелира представляет собой оптическую систему, помещенную в металлический корпус (трубу) 5. С одного края трубы имеется объектив 4, с другого - окуляр 6. Линия, соединяющая оптический центр объектива и перекрестие сетки нитей, называется визирной осью трубы. Ее наводят на наблюдаемый предмет. Вращением фокусировочного кольца добиваются четкого изображения наблюдаемого предмета. Вращая окулярное кольцо, фокусируют изображение сетки нитей.

Нивелир: 1 - подъемный винт, 2 - подставка, 3 - закрепительный винт, 4 - объектив, 5 - труба, 6 - окуляр, 7 - уровень

Рис. 109. Нивелир:
1 - подъемный винт, 2 - подставка, 3 - закрепительный винт, 4 - объектив, 5 - труба, 6 - окуляр, 7 - уровень

В нивелирах используют уровни цилиндрические и круглые.

Цилиндрический уровень 7 представляет собой стеклянную ампулу, заполненную жидкостью (спирт, эфир). Часть пространства с парами этой жидкости называется пузырьком уровня. Внутренняя верхняя поверхность ампулы отшлифована по дуге определенного радиуса. На верхней наружной ее поверхности нанесены двухмиллиметровые деления. Средняя точка шкалы 0 называется нульпунктом. Пузырек уровня всегда стремится занять наивысшее положение. Это происходит лишь тогда, когда визирная ось нивелира находится в горизонтальном положении. Поэтому отсчеты проводят только при положении пузырька уровня в нульпункте.

Круглый уровень отличается от цилиндрического уровня тем, что его ампула отшлифована по сферической поверхности. Деления на внешней стороне представляют собой концентрические окружности, а осью уровня является радиус сферы, проходящей через нуль-пункт. Этот уровень служит для предварительной установки нивелиров в рабочее положение.

Теодолит (рис. 110) - оптический прибор для измерения или получения в натуре горизонтальных и вертикальных углов.

Теодолит: 1 - подъемный винт, 2 - подставка теодолита, 3 - горизонтальный круг, 4 - уровень, 5 - подставка трубы, 6 - окуляр, 7 - вертикальный круг, 8 - труба, 9 - объектив, 10 - закрепительные винты

Рис. 110. Теодолит:
1 - подъемный винт, 2 - подставка теодолита, 3 - горизонтальный круг, 4 - уровень, 5 - подставка трубы, 6 - окуляр, 7 - вертикальный круг, 8 - труба, 9 - объектив, 10 - закрепительные винты

Основанием теодолита, устанавливаемого на штатив, служит подставка 2 с тремя подъемными винтами 1. В подставках 5 закреплена труба 8, имеющая окуляр 6 и объектив 9. Теодолит

устанавливают на треножном штативе, его вертикальную ось с помощью уровня 4 приводят в отвесное (рабочее), положение, центрируют над точкой и по горизонтальному 3 и вертикальному 7 кругам измеряют соответственно горизонтальные и вертикальные углы. Для измерения горизонтального угла трубу наводят на точку, располагаемую слева от наблюдателя. Над точкой вертикально устанавливают веху - круглую деревянную палку с раскрашенными в красный и белый цвета полосами. По отсчетному приспособлению - лимбу горизонтального круга - берут отсчет. Затем переводят трубу на вторую правую точку и вновь берут отсчет. Разность отсчетов и есть угол, измеряемый между точками.

Геодезические приборы и инструменты: а) - нивелирные рейки, б)- рулетка; 1 - сантиметровые деления, 2,3 - разграфка черной и красной стороны, 4 - рейка в сборе, 5 - полотно рулетки, 6 - барабан для сматывания ленты, 7 - вилка, 8 - ручка

Рис. 111. Геодезические приборы и инструменты:
а) - нивелирные рейки, б)- рулетка;
1 - сантиметровые деления, 2,3 - разграфка черной и красной стороны, 4 - рейка в сборе, 5 - полотно рулетки, 6 - барабан для сматывания ленты, 7 - вилка, 8 - ручка

Нивелирные рейки, раздвижная (рис. 111, а) и раскладная; представляют собой деревянный брус двутаврового сечения шириной 10... 12 и толщиной 2...3см. С двух сторон рейки нанесены шашечные сантиметровые деления: 1 на одной стороне, черные 2 на белом фоне, на другой - красные 3. На стороне с черными делениями отсчет начинается с нуля от основания (пятки) рейки: цифрами отмечаются дециметры. На стороне с красными делениями отсчет ведется от произвольного числа в зависимости от типа рейки.

С помощью нивелиров и реек определяют высоты точек или превышение одной точки над другой. Для этого нивелир устанавливают в рабочее положение. На точки, между которыми определяют превышение, устанавливают рейки. Приведение нивелира и реек в рабочее положение заключается в том, что визирную ось трубы приводят в горизонтальное положение, а рейки устанавливают вертикально. Вертикальность визирной трубы достигается с помощью уровней, а вертикальность реек определяют на глаз или с помощью отвесов.

Металлические рулетки (рис. 111, б) длиной 2; 5; 10 и 20м служат для измерения небольших отрезков, длиной 20; 30 и 50м - для разбивки осей зданий и сооружений.

При разбивочных работах металлическую рулетку последовательно откладывают между начальной и конечной точками измеряемой линии. Следят, чтобы лента рулетки не отклонялась от прямой, соединяющей эти точки. Обычно линии измеряют два раза-в прямом и обратном направлениях; это дает возможность обнаружить грубые ошибки, повысить точность измерений и оценить их качество.


все статьи из раздела "Геодезические работы на стройках"

Общие сведения

Геодезические приборы и инструменты

Разбивочные работы, перенесение осей и отметок

Геодезический контроль качества строительно-монтажных работ