Tools and adaptations

STONE WORKS
KAM'JAN_ ROBOTI
KAMENNYJA PRATSY

Each working operation in the course of a laying carry out certain tools.

The Basic tools: kelma, rastvornaja a shovel, rasshivka, a hammer-kirochka.

Kelma (fig. 21, - the steel shovel ground from both parties with the wooden handle - is intended for solution levelling on a laying, fillings with a solution of vertical seams and podrezki in seams of a superfluous solution.

Rastvornaja a shovel (fig. 21, 6) serves for giving and rasstilanija a solution on a wall, its hashing in a box.

Rasshivkami (fig. 21, seams process, i.e. Give them the certain form. The profile of cross-section section and the sizes rasshivok select according to the set form and thickness of seams.

the Hammer-kirochku (fig. 21, the mason uses at cabin of the whole brick on not half-number bricks and at tyoske them.

Shabrovka (fig. 21, it is intended for clearing of ventilating and smoke channels of the solution which has acted from seams, and also for fuller filling with a solution and smoothing down of seams in channels. On the steel handle shvabrovki below, the rubber plate in the size 140Х1X 140X10 (12) mm which is working body is fixed between flanges.

Tools for a bricklaying: and - kelma, - rastvornaja a shovel, in - rasshivka for convex and concave seams, g - a hammer-kirochka, d - shvabrovka

a Fig. 21. Tools for a bricklaying :
And - kelma, - rastvornaja a shovel, in - rasshivka for convex and concave seams, g - a hammer-kirochka, d - shvabrovka

Quality of a laying check control and measuring tools (fig. 22): a plumb, level, a rule, a square, a cord-prichalkoj.

The Plumbs consisting of the steel cone-shaped case, a twisted cord and an aluminium lath, (fig. 22, serve for check of vertical position of walls, piers, columns and laying corners, i.e. For proveshivanija layings. Plumbs in weight 200... 400г intend for check of correctness of a laying on circles and within floor height, 600... 1000г - for check of external corners of a building within height of several floors.

Control and measuring tools: and - a plumb, - a roulette, in - collapsible metre, g - a square, d - building level, e - a dural rule

a Fig. 22. Control and measuring tools :
And - a plumb, - a roulette, in - collapsible metre, g - a square, d - building level, e - a dural rule

Building level apply to check of horizontal position and vertical position of a laying. Length of level 300, 500 or 700мм. The level case - from an aluminium alloy, on the case two glass tubes-ampoules bent on a curve of the big radius, filled with a nonfreezing liquid so are strengthened that in them there is a small air vial. At horizontal position of level a vial, rising upwards, stops in the middle between ampoule divisions. Vial displacement to the left or to the right from this position shows that the surface on which level is established, is not horizontal, and the more its inclination to horizon, the the vial from average position is more displaced. Thanks to that tubes are located in two directions, level it is possible to check not only horizontal, but also vertical planes.

The Rule represents otfugovannuju wooden rejku section 30X80мм, length 1,5... 2м or dural rejku a special profile in length 1,2м, intended for check of an obverse surface of a laying.

The Wooden square 500Х700 apply to check prjamougolnosti put corners. To stone works apply also metal squares from an angular profile.

The Roulette and collapsible metre - measuring tools with which mark axes and positions of designs, do control gaugings of a laying.

For maintenance of qualitative performance of a stone laying and increase of labour productivity of masons use small-sized manual adaptations.

Berthing skoby (fig. 23, for fastening of a berthing cord. Skoby the P-shaped form from prutkovogo a steel profile with the pointed ends or from a sheet steel (fig. 23,) fix in laying seams, and skoby from sheet metal put on a brick laid flatwise.

Intermediate beacons (fig. 23, - time linings which establish under a berthing cord that it did not sag, in the form of rectangular a box or a welded frame. The beacons established on a laying through 4... 6м, fix position of the tense cord-prichalki in a vertical and horizontal plane.

Adaptations for a laying: and - skoba P-shaped, - skoba from a sheet steel, in - an intermediate beacon, g - a berthing cord in the case, 1 - a cord-prichalka, 2 - a welded box, 3 - the handle, 4 - cord rollers-clamps, 5 - an emphasis

a Fig. 23. Adaptations for a laying :
And - skoba P-shaped, - skoba from a sheet steel, in - an intermediate beacon, g - a berthing cord in the case;
1 - a cord-prichalka, 2 - a welded box, 3 - the handle, 4 - cord rollers-clamps, 5 - an emphasis

Templates in the form of the wooden or metal rulers, intended for a marking window and doorways, a marking of smoke and ventilating channels and other parts of a laying.

the Cord - prichalka (fig. 23, - a twisted cord in the thickness 3мм which pull at a laying of versts between porjadovkami and beacons as a reference point for maintenance of straightforwardness and horizontal position of numbers of a laying, and also an identical thickness of horizontal seams. By means of a cord-prichalki, the mason defines, what position each stacked brick in verst should have.

Porjadovki - adaptations from corners, pipes or wooden reek. On porjadovkah divisions, horizontal numbers of a laying are put: 77мм - for an unary number, 100мм - for utolshchennogo a brick. porjadovki are intended for an attachment to them at a laying of a berthing cord and maintenance of vertical position and horizontal position of numbers of a laying. Metal porjadovki in the length to 1,8м, apply as angular, and wooden porjadovki, length to 3м (on a floor) as the intermediate.

Angular metal porjadovki (fig. 24) serve as a template (for laying numbers) which at correct installation (on a plumb) and rigid fastening provides vertical position of a laying. Fix porjadovki skobami (fig. 24, with a screw clip 3, or hooks 7 (fig. 24, inserted into apertures 8 for fastening of a berthing cord to porjadovke, and other end in laying seams. porjadovki establish prior to the beginning of a laying on building corners in places of an adjunction of walls, and on extended sites - through everyone 10... 12м.

At installation metal porjadovki at first in a vertical seam of a laying fix one skobu-clamp 2, and through 3... 4 numbers of a laying - another (fig. 24. Then between the established skobami-clamps and a laying insert porjadovku and adjusting screws press it to a laying and regulate vertical position. Correctness of installation check a plumb. After adjustment porjadovki pull a berthing cord. Remove porjadovku (fig. 24,) the rule 9 which have been put on on vorotok of a screw clip 3 of skoby-clamp. Rotation vorotka weaken skobu and take from a seam.

Porjadovki: and - installation and adjustment external angular metal porjadovki, - the same, in a corner, in - removal porjadovki, g - intermediate wooden porjadovka; 1 - adjusting screws, 2 - a fixing skoba-clamp, 3 - a screw clip, 4 - a cord-prichalka, 5 - mobile homutik prichalki, 6 - a plumb, 7 - hooks-holders, 8 - apertures for fastening of a berthing cord, 9 - a rule with an aperture, 10 - the holder porjadovki, 11 - a wedge, 12 - double skoba

a Fig. 24. porjadovki :
And - installation and adjustment external angular metal porjadovki, - the same, in a corner, in - removal porjadovki, g - intermediate wooden porjadovka;
1 - adjusting screws, 2 - a fixing skoba-clamp, 3 - a screw clip, 4 - a cord-prichalka, 5 - mobile homutik prichalki, 6 - a plumb, 7 - hooks-holders, 8 - apertures for fastening of a berthing cord, 9 - a rule with an aperture, 10 - the holder porjadovki, 11 - a wedge, 12 - double skoba

Intermediate wooden porjadovki (fig. 24, are wooden rejki section 50 X 50 or 70 X 50мм, length to 3м on which divisions (a notch) through everyone 77 or 100мм according to a thickness of some a laying are put. At size 77 (100) the mm enters height of a brick and a thickness of a seam 12мм. Intermediate porjadovki apply to a marking of numbers of a laying, fixation of marks of a bottom and top window and doorways, crosspieces, runs, plates of overlappings and other elements of a laying.

To a surface of walls porjadovki (fig. 24, put so that the parties on which laying numbers are marked, have been turned in buildings (towards the mason). porjadovku krepjat in a laying P-shaped steel holders 10 in a kind skob with a cross-section lath. Do it as follows. In horizontal seams on a laying course through everyone 6... 8 numbers on height are entered by skoby-holders, having their one over another. Skoby should enter into a wall the ends and a cross-section lath a cut. and - A Having laid over the second holder pair of numbers of bricks, in skoby insert porjadovku and fix its wooden wedges 11. to porjadovkam krepjat a cord-prichalku double skoboj 12 (a cut - ) which is kept on rejke porjadovki by a tension prichalki and as a result friction between skoboj and porjadovkoj. porjadovku remove together with holders, without taking out wedges. For this purpose it cautiously shake in a plane, a perpendicular surface of a wall. Holders, Overcoming resistance of a solution, leave horizontal Seams of a laying, and porjadovku lift upwards together with them.


all articles from section " Brick ъырфър"

System of bandaging of a laying

Bricklaying Process

Transportation, warehousing, giving and a brick apportion on a wall

Giving, rasstilanie and solution levelling

Ways and sequence of a laying. Kinds rasshivki seams

the Laying of walls and corners

The Laying of columns and piers

the Reinforced bricklaying

The Laying of crosspieces, wells

The Device of deformation seams

The Workplace of masons

The Organization of work of masons

the Stage-by-stage control and requirements to quality of a laying. The general requirements

Features of erection of stone designs in seismodangerous zones

Rules of technical safety

Инструменты и приспособления

КАМЕННЫЕ РАБОТЫ
КАМ'ЯНІ РОБОТИ
КАМЕННЫЯ ПРАЦЫ

Каждую рабочую операцию в процессе кладки выполняют определенными инструментами.

Основные инструменты: кельма, растворная лопата, расшивка, молоток-кирочка.

Кельма (рис. 21, а) - отшлифованная с обеих сторон стальная лопатка с деревянной ручкой - предназначена для разравнивания раствора по кладке, заполнения раствором вертикальных швов и подрезки в швах лишнего раствора.

Растворная лопатка (рис. 21, 6) служит для подачи и расстилания раствора на стене, перемешивания его в ящике.

Расшивками (рис. 21, в) обрабатывают швы, т. е. придают им определенную форму. Профиль поперечного сечения и размеры расшивок подбирают в соответствии с заданной формой и толщиной швов.

Молоток-кирочку (рис. 21, г) каменщик использует при рубке целого кирпича на неполномерные кирпичи и при тёске их.

Шабровка (рис. 21, д) предназначена для очистки вентиляционных и дымовых каналов от выступившего из швов раствора, а также для более полного заполнения раствором и заглаживания швов в каналах. На стальной ручке швабровки внизу, закреплена между фланцами резиновая пластина размером 140Х1X 140X10(12)мм, которая является рабочим органом.

Инструменты для кирпичной кладки: а - кельма, б - растворная лопата, в - расшивка для выпуклых и вогнутых швов, г - молоток-кирочка, д - швабровка

Рис. 21. Инструменты для кирпичной кладки:
а - кельма, б - растворная лопата, в - расшивка для выпуклых и вогнутых швов, г - молоток-кирочка, д - швабровка

Качество кладки проверяют контрольно-измерительными инструментами (рис. 22): отвесом, уровнем, правилом, угольником, шнуром-причалкой.

Отвесы, состоящие из стального конусообразного корпуса, крученого шнура и алюминиевой планки, (рис. 22, а) служат для проверки вертикальности стен, простенков, столбов и углов кладки, т. е. для провешивания кладки. Отвесы массой 200...400г предназначаются для проверки правильности кладки по ярусам и в пределах высоты этажа, 600... 1000г - для проверки наружных углов здания в пределах высоты нескольких этажей.

Контрольно-измерительные инструменты: а - отвес, б - рулетка, в - складной метр, г - угольник, д - строительный уровень, е - дюралюминиевое правило

Рис. 22. Контрольно-измерительные инструменты:
а - отвес, б - рулетка, в - складной метр, г - угольник, д - строительный уровень, е - дюралюминиевое правило

Строительный уровень применяют для проверки горизонтальности и вертикальности кладки. Длина уровня 300, 500 или 700мм. Корпус уровня - из алюминиевого сплава, на корпусе укреплены две стеклянные трубки-ампулы, изогнутые по кривой большого радиуса, наполненные незамерзающей жидкостью так, что в них остается небольшой воздушный пузырек. При горизонтальном положении уровня пузырек, поднимаясь вверх, останавливается посредине между делениями ампулы. Смещение пузырька влево или вправо от этого положения показывает, что поверхность, на которую установлен уровень, не горизонтальна, и чем больше ее наклон к горизонту, тем больше смещается пузырек от среднего положения. Благодаря тому, что трубки расположены в двух направлениях, уровнем можно проверять не только горизонтальные, но и вертикальные плоскости.

Правило представляет собой отфугованную деревянную рейку сечением 30X80мм, длиной 1,5...2м или дюралюминиевую рейку специального профиля длиной 1,2м, предназначенную для проверки лицевой поверхности кладки.

Деревянный угольник 500Х700 применяют для проверки прямоугольности закладываемых углов. Для каменных работ применяют также металлические угольники из уголкового профиля.

Рулетка и складной метр - мерительные инструменты, которыми размечают оси и положения конструкций, делают контрольные замеры кладки.

Для обеспечения качественного выполнения каменной кладки и повышения производительности труда каменщиков используют малогабаритные ручные приспособления.

Причальные скобы (рис. 23, а) для закрепления причального шнура. Скобы П-образной формы из пруткового стального профиля с заостренными концами или из листовой стали (рис. 23, б) закрепляют в швах кладки, а скобы из листового металла надевают на кирпич, уложенный плашмя.

Промежуточные маяки (рис. 23, в) - временные подкладки, которые устанавливают под причальный шнур, чтобы он не провисал, в виде прямоугольного коробка или сварной рамы. Маяками, устанавливаемыми на кладке через 4...6м, фиксируют положение натянутого шнура-причалки в вертикальной и горизонтальной плоскости.

Приспособления для кладки: а - скоба П-образная, б - скоба из листовой стали, в - промежуточный маяк, г - причальный шнур в корпусе, 1 - шнур-причалка, 2 - сварная коробка, 3 - ручка, 4 - ролики-фиксаторы шнура, 5 - упоры

Рис. 23. Приспособления для кладки:
а - скоба П-образная, б - скоба из листовой стали, в - промежуточный маяк, г - причальный шнур в корпусе;
1 - шнур-причалка, 2 - сварная коробка, 3 - ручка, 4 - ролики-фиксаторы шнура, 5 - упоры

Шаблоны в виде деревянных или металлических линеек, предназначенные для разметки оконных и дверных проемов, разметки дымовых и вентиляционных каналов и других частей кладки.

Шнур- причалка (рис. 23, г) - крученый шнур толщиной 3мм, который натягивают при кладке верст между порядовками и маяками как ориентир для обеспечения прямолинейности и горизонтальности рядов кладки, а также одинаковой толщины горизонтальных швов. С помощью шнура-причалки, каменщик определяет, какое положение должен иметь каждый укладываемый кирпич в версте.

Порядовки - приспособления из уголков, труб или деревянных реек. На порядовках нанесены деления, горизонтальных рядов кладки: 77мм - для одинарного ряда, 100мм - для утолщенного кирпича. Порядовки предназначены для прикрепления к ним при кладке причального шнура и обеспечения вертикальности и горизонтальности рядов кладки. Металлические порядовки длиной до 1,8м, применяют в качестве угловых, а деревянные порядовки, длиной до 3м (на этаж) в качестве промежуточных.

Угловые металлические порядовки (рис. 24) служат шаблоном (для рядов кладки), который при правильной установке (по отвесу) и жестком закреплении обеспечивает вертикальность кладки. Закрепляют порядовки скобами (рис. 24, а) с винтовым зажимом 3, или крюками 7 (рис. 24, б), вставленными в отверстия 8 для крепления причального шнура к порядовке, а другим концом в швы кладки. Порядовки устанавливают до начала кладки на углах здания в местах примыкания стен, а на протяженных участках - через каждые 10... 12м.

При установке металлической порядовки сначала в вертикальном шве кладки закрепляют одну скобу-струбцину 2, а через 3...4 ряда кладки - другую (рис. 24, а). Затем между установленными скобами-струбцинами и кладкой вставляют порядовку и регулировочными винтами прижимают ее к кладке и регулируют вертикальное положение. Правильность установки проверяют отвесом. После выверки порядовки натягивают причальный шнур. Снимают порядовку (рис. 24, в) правилом 9, надетым на вороток винтового зажима 3 скобы-струбцины. Вращением воротка ослабляют скобу и извлекают из шва.

Порядовки: а - установка и выверка наружной угловой металлической порядовки, б - то же, внутри угла, в - снятие порядовки, г - промежуточная деревянная порядовка; 1 - регулировочные винты, 2 - закрепляющая скоба-струбцина, 3 - винтовой зажим, 4 - шнур-причалка, 5 - передвижной хомутик причалки, 6 - отвес, 7 - крюки-держатели, 8 - отверстия для закрепления причального шнура, 9 - правило с отверстием, 10 - держатель порядовки, 11 - клин, 12 - двойная скоба

Рис. 24. Порядовки:
а - установка и выверка наружной угловой металлической порядовки, б - то же, внутри угла, в - снятие порядовки, г - промежуточная деревянная порядовка;
1 - регулировочные винты, 2 - закрепляющая скоба-струбцина, 3 - винтовой зажим, 4 - шнур-причалка, 5 - передвижной хомутик причалки, 6 - отвес, 7 - крюки-держатели, 8 - отверстия для закрепления причального шнура, 9 - правило с отверстием, 10 - держатель порядовки, 11 - клин, 12 - двойная скоба

Промежуточные деревянные порядовки (рис. 24, г) - это деревянные рейки сечением 50 X 50 или 70 X 50мм, длиной до 3м, на которые нанесены деления (засечки) через каждые 77 или 100мм соответственно толщине ряда кладки. В размер 77 (100)мм входит высота кирпича и толщина шва 12мм. Промежуточные порядовки применяют для разметки рядов кладки, фиксирования отметок низа и верха оконных и дверных проемов, перемычек, прогонов, плит перекрытий и других элементов кладки.

К поверхности стен порядовки (рис. 24, г) приставляют таким образом, чтобы стороны, на которых размечены ряды кладки, были обращены внутрь зданий (в сторону каменщика). Порядовку крепят в кладке П-образными стальными держателями 10 в виде скоб с поперечной планкой. Делают это следующим образом. В горизонтальные швы по ходу кладки через каждые 6...8 рядов по высоте вводят скобы-держатели, располагая их один над другим. Скобы должны войти в стену своими концами и поперечной планкой разрез. А-А. Уложив над вторым держателем пару рядов кирпичей, в скобы вставляют порядовку и закрепляют ее деревянными клиньями 11. К порядовкам крепят шнур-причалку двойной скобой 12 (разрез Б-Б), которая удерживается на рейке порядовки натяжением причалки и в результате трения между скобой и порядовкой. Порядовку снимают вместе с держателями, не вынимая клиньев. Для этого ее осторожно раскачивают в плоскости, перпендикулярной поверхности стены. Держатели, Преодолевая сопротивление раствора, выходят из горизонтальных Швов кладки, и порядовку поднимают вверх вместе с ними.


все статьи из раздела "Кирпичная кладка"

Система перевязки кладки

Процесс кирпичной кладки

Транспортировка, складирование, подача и раскладка кирпича на стене

Подача, расстилание и разравнивание раствора

Способы и последовательность кладки. Виды расшивки швов

Кладка стен и углов

Кладка столбов и простенков

Армированная кирпичная кладка

Кладка перемычек, колодцев

Устройство деформационных швов

Рабочее место каменщиков

Организация труда каменщиков

Поэтапный контроль и требования к качеству кладки. Общие требования

Особенности возведения каменных конструкций в сейсмоопасных зонах

Правила технической безопасности